Поиск на сайте

Пятиклассники начинают работать с текстом ещё в начальной школе. В основной школе они учатся производить лингвистический анализ текста.

Текстом называют связанные по смыслу и грамматически предложения. Слово «текст» в русском языке появилось в 18 веке. В переводе с латинского «textus» означает ткань, связь, соединение; слог, стиль.

Основные свойства текста — связность и цельность. Под связностью понимается связь предложений и смысловых частей текста. Средствами связности выступают лексические повторы, повторы одного и того же слова, однокоренных слов, синонимы, антонимы, перифразы, местоимения, союзы, частицы.

Предложение содержит известную (тема) и новую информацию (рема). Новое вводится каждым последующим предложением, как шаги в процессе движения. Предложения могут связываться по-разному: цепляться одно за другое, как бусины, или идти параллельно друг другу (тема и связность определяется первым предложением текста или абзаца).

Первый способ называется цепным, а второй параллельным.

Пример текста с цепной связью:

Пушкин — великий русский писатель. Он преобразовал наш язык и развил литературу. Изящная словесность благодаря ему стала не просто фактом культуры, а фактом жизни всего народа.

Т1- Р1

       Т2 - Р2

              Т3 - Р3

Текст с параллельной связью предложений строится по-другому. Обычно в первом предложении используется словосочетание или слово с общим значением, которое раскрывается и конкретизируется всеми последующими предложениями. Речь идёт об одном и том же, но представление всё время расширяется. Иначе говоря, тема постоянна, а предложения похожи по структуре.

Т - Р1

Т - Р2

Т - Р3

Т - Р4

Пушкин — великий русский писатель. Он преобразовал наш язык. Он развил и обогатил нашу литературу. Он стал первым истинно национальным поэтом, сумевшим выразить дух русского народа.

Ещё одна важная характеристика текста — цельность. Её определяет тема и основная мысль текста, ключевые слова, заголовок.

По ключевым словам можно узнать большой по объёму текст. Например: Раскольников. Нищета. Теория. Старуха. Топор. Порфирий. Соня. Муки. Совесть. Вера. Это роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте. Основная мысль текста передаёт отношение автора к предмету речи, оценку героя или события.

По типу речи тексты делятся на 3 группы: описание, повествование, рассуждение. Определение типа текста является самым трудным заданием для обучающихся.

Художественные, научно-популярные и публицистические тексты могут включать все типы речи и распределять их по смысловым частям. Соединение в одном тексте всех типов речи называют комбинированным.

Напомним строение текстов разных типов речи.

План описания (предмета, животного, человека, помещения, пейзажа):

1.общее представление

2.детали и признаки

3.оценка, отношение

Цепная связь:

У нас живёт щенок. Его зовут Марсик. Он любит играть и часто разбрасывает нашу обувь. Тапки, туфли мы находим где угодно, но не там, где они прежде стояли.

Параллельная связь:

Присядем на корточки и поближе рассмотрим грибы. Опята прячутся под сухим листом, под травой, под старым пнём, их трудно заметить. А вот поганки как бы нарочно выбегают нам навстречу, словно призывая взять их с собой. Но мы-то знаем эти хитрые уловки и лучше обойдем стороной этих обманщиков. Один опёночек показал свою шляпку из-под жёлтого листика, а рядом с ним ещё парочка красавцев на толстых ножках. Очень важный мухомор гордо стоит в одиночестве, нахлобучив свою ажурную шляпу.

 

План повествования:

1.зачин: как-то раз…, однажды…

2.развитие действия, основная часть: сначала…, потом…, вдруг…

3.концовка: наконец…, в конце концов…

Цепная связь:

Теплым осенним днем мы с папой пошли в лес за грибами и взяли с собой собаку Арчи. На лесной опушке  нам попадались подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики. Я увлёкся сбором грибов и не заметил, как заблудился. Куда делся Арчи, ведь он был рядом! Я быстро достал телефон, попробовал позвонить папе. Но связи не было. Я начал ему кричать. Его голос доносился издалека. Откуда ни возьмись появился Арчи. За ним вскоре подошел и папа. Я очень обрадовался. Вместе  мы  выбрались на поляну!

План рассуждения:

  1. тезис, утверждение

2.аргументы

3.вывод

Цепная связь:

Прогулка по лесу осенью становится настоящим волшебством. Лес преображается и обретает свою уникальную красоту. В осеннее время года он полон жизни. Часто можно встретить зверей, готовящихся к зимней спячке или собирающих запасы на зиму. Природа вокруг создает ощущение покоя, гармонии и таинственности, поэтому каждая осенняя прогулка в лесу - это уникальное и неповторимое путешествие.

Параллельная связь:

Лес...Он всегда манил своей красотой, таинственностью и, конечно, своими дарами. В каждое время года он прекрасен по-своему.

Люблю весенний лес, когда пробуждаются деревья от зимнего сна, набухают почки, зеленеют клейкие листочки.

Люблю летний шумный лес, наполненный птичьим гамом и пением, спелой земляникой и малиной.

Люблю осенний лес, когда воздух наполнен какой-то особой прозрачностью и невесомой тишиной, изредка нарушаемой легким шуршанием падающих листьев.

А зимний лес похож на сказочное белое царство, застывшее в молчании от чар колдуньи.

Проанализируйте два текста по плану:

  1. определите тему и основную мысль
  2. назовите тип речи
  3. составьте схему части текста (цепная или параллельная связь)
  4. выпишите средства связи предложений
  5. определите стиль текста

А. Крестинский

Белые звёзды

У забора, среди бурого щавеля и жухлой крапивы, нарвал я букет сорняка-чертополоха — бледно-лиловые шары на крепких колючих стеблях. А листья будто нарочно кто вырезал: каждый — как нож с открытыми лезвиями, и все косо торчат: врёшь, не возьмёшь!

Поставил я чертополох в банку и любуюсь. Красиво!

Через несколько дней мой чертополох переменился, потерял лиловое, почернел. Цветы его стали похожи на кувшинчики. Из одного такого кувшинчика полезли вдруг во все стороны лохматые белые звёзды, нежные и скользкие на ощупь. К вечеру звезд этих повылезало целое созвездие! А сколько ещё внутри упаковано!

Звёзды держатся друг за дружку и чуть покачиваются над кувшинчиком высокой белой шапкой. Провел я рукой около, и звёзды зашевелились, будто обрадовались, заторопились куда-то.

Догадался я, чего им надо. Вынес банку на крыльцо и поставил там. А ветер только того и ждал: как выскочит из-за угла!.. И полетели белые звезды по всему саду и дальше, к соседу моему Иван Иванычу, который сорняков терпеть не может. Увидит где — бежит с тяпкой и лопатой.

Летят белые звёзды — через переулок, через улицу, в неведомые края, к незнакомым людям. Кто увидит белые звёзды, кто им порадуется, кто их глазами проводит — тот мой незнакомый друг. До него, значит, долетела моя весточка. 

 

Маргарита Островская

Почему чертополох так называется?

Внешний вид чертополоха способен напугать даже смельчака: это могучее растение, снабжённое острыми шипами, выглядит очень агрессивно.

В старину чертополох называли чертогоном и басурманской травой: простые люди полагали, что эта трава с колючками способна отгонять нечистую силу. Но ботаники давно объяснили, зачем чертополоху нужны острые шипы: ими растение отпугивает вовсе не Бабу-ягу или Лешего, а своих естественных врагов. Не будь у него такой защиты, листьями и семенами с удовольствием лакомились бы многие растительноядные животные.

Кстати, изображение чертополоха присутствует на гербе Шотландии. Это растение — символ стойкости шотландского народа. Согласно древней легенде, чертополох защитил жителей страны от викингов, когда те решили захватить город. Бесшумно пройти к крепостной стене под покровом ночи можно было, сняв обувь, что и сделали викинги. Однако один из них во время наступления босой ногой наступил на чертополох. Вскрикнув от боли, он разбудил шотландцев, которые моментально заняли оборонительную позицию и сдержали натиск врага. С тех пор шотландцы считают чертополох своим хранителем…

В жаркий день, когда лиловые соцветия растения раскрыты (в ненастье корзинки закрываются), над ними усердно жужжат шмели и пчёлы. Насекомые снуют от цветка к цветку в поисках сладкого нектара. Опытные пчеловоды знают об этом и часто размещают пасеки там, где встречаются заросли колючего «дикаря».

До конца лета продолжается цветение чертополоха, а затем в корзинке появляются комочки, напоминающие вату. Увядшие соцветия, раскачиваясь на порывистом осеннем ветру, постепенно становятся рыхлыми, от них отделяются «парашютики» и уносят семена на большие расстояния. Посадка такого парашютика у чертополоха отработана отлично: наткнётся он на препятствие — ствол или ветку дерева, забор или стену, – быстро «отстегнётся» и продолжит полёт, а семя упадёт на землю, прорастёт и даст жизнь новому растению.

 

Литература

  1. Кузнецова Т.В. Штрихи к портрету текста (Урок-зачёт по теме «текст», V класс) // Русский язык в школе. - 2014. - № 1. - С. 40.
  2. Степанова Л.С. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в IX классе общеобразовательной школы // Русский язык в школе. - 2004. - № 1. - С. 24.
  3. Островская М. Почему чертополох так называется? // АиФ на Даче. - № 15. - 2020.

Яндекс.Метрика