Поиск на сайте

Все музеи посетить невозможно. Нам на помощь приходит виртуальная реальность. Она не только экономит время и деньги, но и делает выставки доступными и удобными во всех смыслах.

В Санкт-Петербурге можно посетить дом Пушкина на Мойке, 12. Теперь это мемориальная квартира поэта с музейными экспозициями. В последний год своей жизни Пушкин с семьёй снял на 1 этаже особняка князей Волконских 11 комнат и прожил в них всего 4 месяца.

«Нанял я, Пушкин, — сказано в контракте, заверенном нотариусом, — весь, от одних ворот до других, нижний этаж из одиннадцати комнат состоящий, со службами…».

С той поры до нашего времени сохранились стол и кресло в кабинете поэта, книжные полки и диван, на котором он умер, и другие уникальные предметы его домочадцев и знакомых. «Дом его стал святыней для его Родины», — написала Анна Ахматова.

В пушкинские времена дом принадлежал семейству Волконских. И будущий декабрист Сергей Григорьевич, бывая в Петербурге, жил в нём. Отсюда его жена Мария Николаевна, получив высочайшее «разрешение», отправилась в Москву, а затем в Сибирь.

Навсегда вошёл в историю день 29 января 1837 года по старому стилю (10 февраля по новому стилю). В 2 часа 45 минут прервалось дыхание Пушкина, и Жуковский остановил часы в кабинете поэта.

После смерти поэта его вдова, Наталья Николаевна Пушкина, с детьми уехала в Полотняный Завод, где находилось имение родителей, многие личные вещи мужа она подарила друзьям, а книги, упакованные в 24 ящика, сдала на хранение в подвалы Гостиного двора. Позже

сестра декабриста Волконского женила своего сына на дочери Бенкендорфа — свадьба была в этом доме. Потом здесь размещалось охранное отделение, одна из контор Николаевской железной дороги, затем просто жили люди. И здание перестраивалось, появлялись даже новые стены и лестницы. Лишь в 1924 году в квартире поэта разместился кружок «Старый Петербург — новый Ленинград», впервые созданное общество охраны памятников истории и культуры. К 10 февраля 1925 года члены кружка отремонтировали кабинет Пушкина.

Музей был существенно преобразован к 100-летию со дня смерти поэта — 10 февраля 1937 года. В блокадном городе музейные работники сохранили от уничтожения многие реликвии из квартиры поэта. А в 1947 году в годовщину его смерти музей вновь заработал.

В 80-х годах ХХ столетия дом на Мойке расселили и весь отдали музею: боковые флигели — для научной работы, Бироновы конюшни — под библиотеку, читальный и концертный залы, а в двух этажах над квартирой поэта разместились тематические экспозиции. В нижнем (цокольном) этаже в пушкинское время находились хозяйственные помещения. Но самое главное — нужно было воссоздать исторический облик квартиры. По беглому рисунку с планом квартиры, сделанному В. Жуковским, по архивным документам выяснилось, что во всех комнатах были паркетные полы и мраморные подоконники, что дверь чёрной лестницы, в которую внёс на руках раненого Пушкина старый его дядька Никита Тимофеевич Козлов, была и шире и выше, а столовая — просторней, в три окна, не зря звали ее в семье Пушкина «залой». В углах комнат стояли изразцовые печи, а в кабинете не было камина, три стены закрывались книжными полками. Кабинет обогревался только двумя стенами, смежными с тёплыми столовой и детской. И по утрам, когда печи остывали, Пушкин приходил работать в совсем холодный кабинет. В нём было прохладно и тогда, когда он прощался с жизнью.

Одна из 11 комнат — детская. Кто знает, зашёл ли поэт в неё перед дуэлью, постоял ли на пороге? Он оставил детям в наследство лишь омытое кровью доброе имя пушкинского рода. В 2012 году была воссоздана детская, в которой жили четверо детей поэта, с  игрушками пушкинского времени, подлинными портретами детей и жены поэта.

В двух других комнатах располагались сёстры Гончаровы — Екатерина и Александрина. В центре стоят стеклянные ширмы. В пушкинские времена их ставили от сквозняков. А на ширмах разместились картины, гравюры, рисунки, рассказывающие о Петербурге, активном участнике величия и трагедии поэта.

Пушкин объехал пол-России: знал Москву, земли псковские и нижегородские, бывал в Украине, Молдавии, Крыму, Казани, Оренбурге, Уральске, на Кавказе. Петербург же был его домом. Он любил Петербург и ненавидел, поминал его в своих молитвах и проклятьях, мечтал бежать прочь, но будучи изгнанным, тосковал.

Кажется, всё здесь было таким всегда: и цвет стен и потолков, и печи, и двери, и карнизы, оконные и дверные задвижки. Отреставрирована состарившаяся без Пушкина мебель. Окна задрапированы в стиле 30-х годов XIX века. Всё на своих местах — столы, диваны, картины, трости...

Музей открылся к 150-летию со дня гибели поэта. В него вернулись реликвии из других музеев: подаренный П. Вяземскому вдовой поэта жилет, в котором Пушкин стрелялся, непарная перчатка с его руки, свеча с отпевания в Конюшенной церкви, сафьяновое из красного дерева кресло, стол из кабинета с письменными принадлежностями и ножом для разрезания бумаги. Чернильница с фигурой арапчонка была подарком П.В. Нащокина. Он писал Пушкину: «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами, которые открываются и открывают, что он был человек проницательный».

Среди подлинных вещей находились предметы быта: курительная трубка, золочёный бронзовый колокольчик для вызова прислуги, чёрная деревянная шкатулка для колец, сабля из дамасской стали, подаренная поэту генералом И.Ф. Паскевичем в Арзруме, ларец в виде подголовника, в котором хранились рукописи, настольная лампа, каминные часы, конторка, шкафы.

По словам Пушкина, он «разорялся на книги, как стекольщик на алмазы». В его библиотеке были собраны разные книги: классика мировой литературы, издания по географии, истории, астрономии, экономике, шахматам, справочники и словари, мемуары. Всего около четырёх с половиной тысяч на четырнадцати языках, европейских и восточных. Книги стояли в особом порядке, известном одному их хозяину. В настоящее время они хранятся в Пушкинском доме (ИРЛИ), а в музее экспонируются макеты книг.

Поэт любил прогулки пешком, иногда довольно дальние — за 30 верст — до Царского Села. Обычно он шёл с тростью в руке. Пушкин собирал трости и признавался друзьям: «У меня бабья страсть к этим игрушкам».

На стене гостиной висит портрет Пушкина, копия с оригинала О. Кипренского, которая была исполнена в 1827 году по заказу А. Дельвига. В 1916 году оригинал был приобретён Третьяковской галереей у Г.А. Пушкина, внука поэта.

На сайте музея можно посетить виртуальную выставку «Есть память обо мне...» и подробнее познакомиться с историей создания мемориальной квартиры поэта.

Яндекс.Метрика