images/slideshow/fact55.jpg

Эх, охота бывает что-нибудь такое-эдакое сочинить! Чтоб все ахнули и поверили, конечно. У детей это очень хорошо получается.

Они же фантазёры. Придумают такое невероятное, что диву даёшься.

Бурное развитие воображения иной раз играет дурную шутку с самим фантазёром. А ведь мысли и реальность не одно и то же. Хочешь, например, подшутить над кем-либо, придумаешь небывальщину, а в неё поверят простодушные. Станешь правду говорить — она покажется выдумкой. Попробуй докажи.

Цель любой небывальщины — рассмешить слушателя или читателя. Для этого автор использует искажения сюжета и переворачивает всё наоборот, «наизнанку».

Чувство юмора, как и фантазию, нужно развивать с детства. Нестандартное мышление помогает справляться с тупиковыми ситуациями и находить решения. С помощью небылиц можно побороть скуку, найти новое занятие для досуга. Главное — вовремя остановиться, обуздать фантазию, а то можно попасть впросак.

Так и вышло с мальчиком, который не знал, чем заняться от скуки: начал выдумывать, что он заколдованный зверь в обличье человека, да и увлёкся…

А что вышло из этого, можно узнать, прочитав рассказ «Заколдованный».

В. Панков

Заколдованный

Ух, сколько у меня фантазий в голове! Я, наверно, когда школу кончу, фантастом стану. Мне отец говорил, что я, наверно, буду единственным человеком, который, уви­дев марсиан, скажет, что представлял их себе именно такими.

Ну, а пока я тренирую свою фантазию в земных условиях. Родители у меня уехали в дом отдыха, а меня отправили на месяц к тете на Третью Перцовскую улицу.

Вышел я утром в незнакомый двор, а там только одна девчонка из первоклашек пасётся... Хотел и ей щелчка отвесить, а она, как назло, конфеты ест.

— У тебя что, — спрашиваю, — за кон­феты?

— Медовые, — отвечает, — а что?

— Нет, ничего, — говорю так безучаст­но, — я б тебе рассказал кое-что, да боюсь, проболтаешься.

— Я? Проболтаюсь? Вот честное-пречестное...

Я заглянул ей в глаза.

— По глазам вижу, что язык за зубами держать умеешь. Ну, садись, расскажу. Так и быть...

Я оглядел двор, остановился на двух то­щих деревцах, оставшихся от весенних лесопосадок, и с печальным таким вдохом ска­зал:

— Страдаю я...

Потом взял с деревца лист, помял его.

— Тоскую по лесу. По шишкам. По дуплу...

— Ты что, в лесном лагере был? — спро­сила девчонка.

Я посмотрел на неё с сожалением.

— Ты знаешь, кто я? Никогда б не дога­далась. В это трудно поверить я наше вре­мя... Я ведь был ещё совсем малюсеньким медвежонком, когда злая колдунья преврати­ла меня в человека, чтобы отомстил мне за то, что я съел у неё весь мёд.

— Врёшь, — раскрыла рот девчонка.

— Весь мёд, — грустно подтвердил я.

— А как же ты, - заморгала девчонка,— а как же ты... зимой?

— А что зимой... Зимой я целыми днями сплю и сосу лапу. Как в берлоге. И во сне мёд вижу... Хозяева мои — по-вашему, роди­тели — мне иногда покупают немного мёду, но разве это то? Эх, если бы мы сейчас по­пали с тобой в родимые края, в дремучий лес, эх, и угостил бы я тебя настоящим мед­ком... У меня там и пчёлы знакомые есть.

— А они кусаются? — еле дыша, спроси­ла девчонка.

— Кто,  пчёлы? Незнакомых медведей, конечно, кусают, но я когда-то спас их ма­ленького пчелёнка из паутины, и его мать поклялась, что вовек мне этого не забудет... Но здесь, в городе, мне, конечно, мёду очень недостает.

— Хочешь конфетку? — растрогалась дев­чонка.

— Медовая? — безразлично поинтересо­вался я.

— Нет, «коровка». Я же не знала и все медовые уже съела.

— Жаль, не медовая. Ну, давай, всё рав­но. Спасибо... У меня зато есть шишки. На­стоящие, из дремучего... Я тебе их могу по­дарить, хочешь?

— Ой, хочу, — подпрыгнула девчонка. — Настоящие, из дремучего?

— А у тебя дома больше нет конфет?

— Ой, я сейчас принесу!..

Мы разошлись по домам. Я пошёл за шиш­ками, девчонка — за конфетами. Шишки я заприметил на буфете, как только приехал. Они были такие красивые, что мне даже жал­ко было забирать их от тёти.

Пока я колебался — брать или не брать, во дворе уже собрался целый детский сад во главе с парой первоклашек.

— Вон он, вон он! — защебетали они, как только я показался а подъезде.

— Шишки грызёт, шишки грызёт,— услышал я и на всякий случай укусил шишку.

— Ой, мамочка, а он не укусит?

— Он же заколдованный.

— Ага, заколдованный, а зубы настоящие.

— Я никогда ещё живого медведя в глаза не видел.

— Только вы его не пугайте, — сказала моя девчонка, — он ко мне уже привык, я его и кормить с рук буду.

Она положила мне в рот одну за другой очищенные от фантиков конфеты, я с удо­вольствием сжевал их и повалился в песоч­ницу.

— Ой, как медведь...

Потом я встал.

— Я ведь, дети, могу в клетке сидеть. Помню, в цирке... Но в клетке медведи лю­бят сидеть, если только их будут кормить мёдом, по крайней мере конфетами.

— А дрессироваться вы можете? — спро­сил какой-то шкет с веснушками.

— Могу.  Только мне ласка нужна. Уход, доброе слово Я хлыст не понимаю. Злиться сразу начинаю, рычать. Могу загрызть...

К середине дня радостная малышня сколо­тила мне клетку из фруктовых ящиков, на­несла из дому варенья, купила мороженого.

— Начинаем дрессировку, — крикнул шкет,— после каждого номера конфета!

— Мы, медведи, — сказал я, лежа на стружках из фруктовых ящиков, — мы, мед­веди, — люди ленивые. Учиться не любим. Нам не всякая учёба по нутру.

— А на велосипеде хотите научиться? — спросил тот же шкет с веснушками.

— На велосипеде можно. Помню, в цир­ке... А у кого велосипед есть?..

Через полчаса я приводил малышню в неописуемый восторг.

— Косолапый на велосипеде!

— И не падает!

— А задом можете?

Я ездил и задом, и передом, и сидя на руле, и просунув ногу под раму...

«Вот даю, — думал я про себя, — чистый медвежий цирк!»

— Всё, на сегодня хватит,— слез я с ве­лосипеда, — могу переутомиться. Будет пло­хая усвояемость. Давайте сначала варенье.

Я зашёл в клетку, закрылся ящиком. Объелся я так, что на какое-то время дей­ствительно почувствовал себя медведем...

Потом у меня поднялась температура... По­том я ничего больше не помнил, а очнулся только на третий день. У моей постели стояла мама и плакала.

— Больше так продолжаться не может. Даже в доме отдыха от тебя нет покоя. Мне приходится по телеграмме вылетать к тёте на подмогу. Я сойду с ума... Завтра же ты уедешь в пионерский лагерь, слышишь? Вот путёвка. Я думаю, там на тебя найдут управу.

...В пионерлагере я, как всегда, проснулся чуть свет. Вышел из палатки и вижу: сидит на скамеечке девчонка и общипывает апельсин.

«Та-ак, — подумал я, — апельсин сам лезет мне в рот».

Дальше всё пошло как по маслу. Я огля­дел лагерные постройки, вздохнул и сказал, что тоскую по городу. Там я жил в клетке, меня кормили южными плодами: мандаринами, лимонами, бананами... Как, кто я такой? Никому не скажешь? Злая колдунья заколдовала меня, когда я еще был маленьким орангутанчиком, за то, что я обтряс в её саду все апельсины.

— Правда? — подняла на меня глаза девчонка.

— Как сейчас помню, — ответил я.

— Ой, как интересно? — заморгала она глазами. — А ты по деревьям прыгать уме­ешь?

— Чего? — осёкся я. — По деревьям? — Но быстро нашёлся. — Нет, я ручной. В цир­ке выступал. Между прочим, поддаюсь дрес­сировке. Только мне ласка нужна и доброе слово. Хлыст я не понимаю. Сразу начинаю злиться, предметы швырять... Но за пару апельсинов и доброе слово могу что хочешь...

— Ой, как интересно! — взвизгнула девчонка. — А ты волком никогда не был?

— Волком? — опешил я, не зная, что ей ответить. — Не помню... Может, и был...

— А вот я, когда маленькая была, — вдох­новенно сверкнула глазами девчонка, — шла однажды по лесу... В красной шапочке. Иду, а навстречу мне...

— К бабушке шла? — перебил я её.

— К бабушке. А ты откуда знаешь?

— С корзинкой?

— С корзинкой.

— А в корзинке пироги?

— С вишнями. А ты откуда всё это знаешь?

— Так навстречу-то тебе кто попался?

— Ну, волк.

— Я это был, а никакой не волк...

— Правда? Так, значит, это ты мою ба­бушку съел. То-то я смотрю, лицо мне твое знакомо... И глаза и уши.

Я понял, что плакали мои апельсинчики. Волки, ведь они что в основном едят — только бабушек...

— А вот ещё однажды, — продолжала девчонка, — когда я была совсем-совсем ма­ленькая, шла я по чистому полю... С брат­цем Иванушкой...

«Как же противно, когда такая маленькая, а уже так врёт», — подумал я и пошёл в свою палатку досыпать до зарядки.

 

Литература

Панков В. Заколдованный // Пионер. — 1968. — № 11.

Яндекс.Метрика