Весна перетекает плавно в лето. Ожидание его роднит многих поэтов. Но особенно А. А. Фета и А.А. Блока.
Прочитаем стихотворения поэтов и поразмышляем о двух ожиданиях.
Первое ожидание
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) намекает, что летом превосходно ночное свидание: соловьиное эхо раздаётся у реки, росинки сверкают при луне на траве, в тёмном небе сияют крупные звёзды, веет южный ветер… Прелестно!
Афанасий Фет
Я жду… Соловьиное эхо
Несётся с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.
Я жду… Тёмно-синее небо
И в мелких и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.
Я жду… Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад…
Прости, золотая, прости!
1842
При чтении вызывает затруднение постановка ударения во второй строфе. Как верно: звёздах или звездáх? Произносим согласно рифме в чётных строках и стихотворному размеру – трёхстопному амфибрахию: в ногах – в звездáх. Первая и третья строки содержат холостую рифму, то есть незарифмованную строку (рифмовка АВСВ). За счёт этого возникает особое звучание стихотворения.
Каждая строфа начинается со слов «Я жду…» Чего или кого ожидает лирический герой? Дождётся ли? Он взволнован и напряжён (фиксирует «биение сердца», «трепет в руках и ногах»). Но он не стоит на месте, а почему-то движется («тепло мне стоять и идти»). Куда? Почему? Вопросов много, и не на все из них автор даёт ответ. Герой одинок, но не одиночество его волнует, а будущая встреча. Только вот с кем? Имени мы не узнаем.
Фету в 1842 году 22 года. Он учится на словесном отделении философского факультета Московского университета. Выходит первый сборник «Лирический пантеон». Это было счастливое время. Первая влюблённость, клятвы, встречи, стихи. И расставание. Неминуемое. Звезде ли говорит лирический герой: «Прости, золотая, прости!»? Или возлюбленной, с которой не суждено остаться?
А на заре XX века двадцатиоднолетний поэт Александр Александрович Блок (1880-1921) с инициалами А.А., как у Фета, опишет в стихах уже своё ожидание:
Александр Блок
Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За жёлтой нивой – далёко где-то –
На миг проснулось моё воззванье.
Из отголосков далёкой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Всё мнятся тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолётных.
Я жду – и трепет объемлет новый,
Всё ярче небо, молчанье глуше…
7 июля 1901
В первой и третьей строфе, в начале которых тоже выведено «Я жду», лирический герой ждёт призыва и слышит в ответ только эхо. Он тоже испытывает глубокое волнение и трепет. Его волнует немота неба и земли. Но молчанье становится глуше. И предстают перед ним неясные «тайны грядущей встречи», мимолётные свидания. То ли они были, то ли грезятся?
В этих двух ожиданиях поэтов есть не только сходства, но и отличия. Лирический герой Блока не прощается, а настойчиво ждёт. И, видимо, дождётся свидания. А герой Фета – нет.
Второе ожидание
Но тема ожидания не покидает Фета и Блока. Оба возвращаются к ней, словно стремясь досказать то, что осталось ранее недосказанным.
Александр Блок
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце, звеня:
Ты говорила: «Приду, —
Жди на распутьи — вдали
Людных и ярких дорог,
Чтобы с величьем земли
Ты разлучиться не мог.
Тихо приду и замру,
Как твоё сердце, звеня,
Двери тебе отопру
В сумерках зимнего дня».
21 ноября 1901
Александр Блок пишет стихотворение «Жду я холодного дня…» глубокой осенью того же года, что и «Я жду призыва, ищу ответа…». Что же изменилось для него? Появляется возлюбленная, и мы слышим её обещание придти в сумерках холодного дня и непременное условие для этой встречи — ждать «на распутьи — вдали / Людных и ярких дорог». Где встреча, нам стало почти ясно. Но как будет происходить эта встреча? Кто должен придти? Кто отворит дверь?
Стихотворение Александра Блока «Жду я холодного дня…» вошло в цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902). Холодный день — символ безрадостного состояния души, а зима — символ пустоты и тоски. «Пленительное волненье» связано с идеальным женским образом. Возлюбленная манит обещанием встречи и сомнения поклонника развеивает доводом: на перекрёстке, да ещё и в потаённом месте, которое скрыто от любопытных чужих глаз, можно ощутить слияние с «величьем земли».
Лирический герой испытывает тоску по любимой. Вероятно, оба встретятся в условном месте. И первой придёт туда она. Именно она отворит ему двери «в сумерках зимнего дня». Вынужденное ожидание заставляет героя переживать холод и одиночество, возможно, скоро последуют какие-то важные изменения в их отношениях. И тогда наполнится жизнь иным смыслом, уйдёт холод, и зазвенит сердце. Он в предчувствии грядущего: «Замерло сердце, звеня…» Она обещает: «…замру, / Как твоё сердце, звеня…»
Перечитаем первые две строки стихотворения.
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Начало и конец сложного предложения замкнуты глаголом «жду». Перестановка слов (жду я холодного дня /жду я серых сумерек) выявляет параллелизм частей предложения (сумерек серых я жду / дня холодного я жду). Инверсия подлежащего и сказуемого (жду я — я жду), а также дополнения (дня — сумерек) и определения (холодного дня — сумерек серых) зеркально отражают две строки. Такое подобие называют хиазмом. А здесь несколько таких стилистических фигур.
Блок использовал хиазм и в стихотворении «Ночь тёплая одела острова…».
Ночь тёплая одела острова.
Взошла луна. Весна вернулась.
Печаль светла. Душа моя жива.
И вечная холодная Нева
У ног сурово колыхнулась.
Ты, счастие! Ты, радость прежних лет!
Весна моей мечты далёкой!
За годом год… Всё резче тёмный след,
И там, где мне сиял когда-то свет,
Всё гуще мрак…
Во мраке — одиноко —
Иду — иду — душа опять жива,
Опять весна одела острова.
11 марта 1900
Вновь обратимся к первым двум строкам.
Ночь тёплая одела острова.
Взошла луна. Весна вернулась.
Здесь три простых предложения, причём два последних одинаковы по своему строению, так как состоят из сказуемого и подлежащего. Но порядок их иной. Если переставим слова, то получим синтаксический параллелизм: взошла луна — вернулась весна или луна взошла — весна вернулась. А у Блока он намерено отсутствует. Почему? Посмотрите: рядом оказались два подлежащих. Какое из них придаёт стиху движение? Видимо, слово «весна», потому что оно замыкает стихотворение: «опять весна одела острова». Душа жива весною. И это главное!
В начале стихотворения речь шла о тёплой ночи, которая одела острова, а в конце — о весне, которая вернулась. Словно свершились безнадёжные мечты, поэтому «печаль светла», «душа моя жива» (ещё один параллелизм). У Пушкина тоже «печаль моя светла; печаль моя полна тобою…» А у Блока душа жива. Она вынесла тяготы и боль до наступления весны. Возвращение к жизни связано и с возвращением весны. И река тоже жива и не скована льдом. Мир природы слит с миром человека.
Вторая строфа содержит три восклицательных предложения:
Ты, счастие! Ты, радость прежних лет!
Весна моей мечты далёкой!
Поэт обращается к прошлому, где были счастье, радость и мечты. Слово «весна» означает здесь «начало, расцвет». Так можно сказать о начале жизни или начале любви. «Весной мечты» Блок называет возлюбленную, без которой «за годом год…» ощутимо чувствовалась утрата. С чем эта утрата была связана? Сколько лет? Не сказано. И вот антитеза: «сиял свет» тогда, а теперь «всё гуще мрак».
И наступило одиночество: «Во мраке — одиноко…» Это темнота весенней ночи. Она легче, чем мрак воспоминаний. Поэт использует четыре тире:
Во мраке — одиноко —
Иду — иду — душа опять жива…
Четыре тире словно преодоление мрака. А гранью между мраком и весной (тьмой и светом) служит последняя короткая строфа:
Иду — иду — душа опять жива,
Опять весна одела острова.
В этой финальной строфе нет уже слов, которые были в самом начале стихотворения: «ночь», «печаль», «холодная Нева». Здесь торжествует весна и живая душа.
У Афанасия Фета найдём ещё одно стихотворение об ожидании, написанное много позже того, что мы прочитали вначале. Пройдёт более сорока лет, прежде чем поэт вновь скажет: «Жду я… Жду…»
Афанасий Фет
Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
Плачась, комар пропоёт,
Свалится плавно листок…
Слух, раскрываясь, растёт,
Как полуночный цветок.
Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.
Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!
13 декабря 1886
В тишине сада лирический герой ждёт возлюбленную, томясь от тревоги и выбрав место «на самом пути», где разминуться невозможно.
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
Ожидание затянулось. Герой невольно обращает внимание на ночную жизнь сада и в тишине слышит не шум шагов любимой, а комариную песню, точно плач, невесомое падение листка и громкое столкновение с елью жука. В эту мелодию вливается крик коростеля и едва заметное колыханье спящих молодых кустов. Обострённый «слух растёт» в надежде не пропустить появления возлюбленной. Природа дала успокоение перед встречей. Он не одинок в своих желаниях и трепете. Все живые существа могут чувствовать, выражать эмоции, сопереживать, любить (комар поёт, плачась; ждёт свою подругу коростель). Все органы чувств героя обострены, его «слух, раскрываясь, растёт, / Как полуночный цветок».
Лирический герой словно приобретает способность слышать все звуки мира. Слух человека уподобляется цветку, как ранее в стихотворении «Я тебе ничего не скажу...» (1885). Тогда поэт уже использовал подобную метафору: «И я слышу, как сердце цветёт». То есть герой слышит процесс цветения, и цветёт не растение, а его сердце.
Финальные строки подтверждают, что ожидание не было напрасным:
Ах, как пахнýло весной!..
Это наверное ты!
Герой уверен, что она рядом. Пришла! Её появление донёс сам воздух, повеяло ароматом весны, ароматом любви.
В стихотворении Фета «Я жду… Соловьиное эхо…» трижды повторяется фраза «я жду», но встреча неосуществима. Созвучия со стихотворением «Жду я, тревогой объят…» проявляются в звуковом и цветовом рисунке (олицетворения «эхо несётся», «горят светляки», метафоры «слышу биение сердца», «трава… в бриллиантах»). Прелесть мира доступна обострённым чувствам героя, но он остаётся одинок.
Стихотворения Фета и Блока сближают любовные переживания лирических героев. В них сходны мотивы ожидания, используются кольцевая композиция и различные повторы. Читая стихотворения поэтов, мы вместе с ними ждём лето и любовь, верим в обновление весной и надеемся на исполнение мечты.
Литература
- Блок А. Предчувствую Тебя. Стихотворения. — М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.
- Сударева Е. «Не страшно мне, когда темно». Эссе о русской литературе. — М.: Изд. дом «Гуманитарий», 2010.
- Сударева Е. Тайные сны наяву — Фет и Блок // https://proza.ru/2013/09/17/1560?ysclid=mbfawbtsks434411595
- Фет А. Лирика. — М.: Изд-во «Эксмо», 2008.
Презентация к уроку (файл pptx, 2,5 МБ)