Как часто мы используем в своей речи пословицы и поговорки? Всегда ли уместно?
Понятна ли наша мысль, подкреплённая пословицей или поговоркой, участникам беседы?
Замечено, что современные дети пословицы и поговорки мало знают и употребляют. Когда нужно было продолжить данную пословицу или поговорку, варианты бывают комичными. Например: Кто рано встаёт, тому конфетка. Кто рано встаёт, тот всех достаёт. Кто рано встаёт, того и тапки.
А ведь освоение народного опыта идет через сказки. Именно в них ребёнок впервые встречает выражения: Мал, да удал; Мир не без добрых людей; Чему быть, того не миновать; У страха глаза велики; Утро вечера мудренее и т.д.
Некоторые пословицы и поговорки существуют в усеченном виде. И мы очень удивляемся неожиданному продолжению. К примеру: Ума палата, а ключ потерян. На сердитых воду возят, а на добрых сами катаются. Два сапога — пара, да оба на левую ногу. Эти пословицы строятся на противопоставлении. Другие на сопоставлении: «Каков поп, таков и приход», «Как аукнется, так и откликнется».
Так же трудно современным детям объяснить смысл пословицы или поговорки или придумать и описать ситуацию, когда она уместно используется.
А это значит, что пора читать словари. Для школьников подойдёт книга Татьяны Владиславовны Розе «Толковый словарь пословиц и поговорок русского языка» с забавными иллюстрациями, объяснением смысла и примером из художественной литературы. Она не очень большая - всего 47 страниц, но для появления интереса к пословицам и поговоркам годится.
Можно обратиться к таким современным словарям, в которых количество пословиц и поговорок доходит до 7 тысяч.
Известно, что Владимир Иванович Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», собирал и записывал народные пословицы. Он подготовил сборник к печати, но цензура запретила его. Только через десять лет в 1862 году книга под названием «Пословицы русского народа» увидела свет. Многие пословицы содержат рифмы или созвучия, в них используются игра слов и личные имена. Даль расположил пословицы не по начальной букве, а сгруппировал их по смыслу.
Наверное, редко сейчас звучит пословица: «У всякого Филатки свои ухватки». Даль разместил её в главе «Своеобычие», подобрав более 90 близких вариантов. Некоторые имеют местоимения «всякий» или «каждый», намекая на всеобщность.
Из них только три содержат упоминание птицы (птахи, пичужки), у которой отмечаются индивидуальные свойства пения (голосок, свирелка, коленца). По аналогии приводится пословица про скомороха, у которого свои шутки-прибаутки и инструменты - погудки. Упомянута лекарка и стряпуха со своими особыми рецептами (припарки, повирушки). Одна из приведенных пословиц прямо содержит значение: «У всякого своё уменье, своё прегрешенье».
У всякой пташки свои замашки.
У всякой пичужки свой голосок.
У каждой пташки своя свирелка (свои коленца).
У всякого скомороха свои погудки.
У всякого барона своя фантазия.
У всякого плута свои расчеты.
У всякой лекарки свое зелье (свои припарки).
У всякой стряпки свои порядки.
У всякой стряпушки свои повирушки.
По аналогии с пословицей «У всякого Филатки свои ухватки» составлены пословицы, содержащие имена Гришка, Моисей, Мирон, Павел:
У всякого Гришки (попишки) свои делишки.
У всякого Моисея своя затея.
У всякого Мирона свои приёмы.
У всякого Павла своя правда.
Толкования имён в пословицах трудно обосновать. Нельзя связать пословичное имя и имя настоящего человека. Столкновением этих двух имён достигается обобщение. Переосмысление основано на случайных ассоциациях, которые закрепились в народной памяти. Возможно, пословичный Гришка имеет отношение к каким-то неприглядным делам, а Павел видит ситуацию не всю целиком, а только со своей стороны, без доказательств и свидетелей.
Имя Филат в русском фольклоре ассоциируется с простоватым, хотя и хитрым человеком, который всегда находит оправдания своим действиям и не теряется в сложных ситуациях, радуясь сомнительным удачам.
С этим именем связано ещё несколько пословиц:
- Тарас есть пряники горазд; а Филат бы и каше рад.
- Филат и каше рад.
- Небогатый Филат и денежке рад.
- Наш Филат тому и рад.
- Наш Филат и малому рад.
- Всякий Филат на свой лад.
- Наш Филат всегда виноват.
- Наш Филат не быват виноват.
- У каждого Филата в голове своя палата.
Смысл пословицы «У каждого Филатки свои ухватки» заключается в своеобразных привычках и навыках, которые помогают человеку добиться успехов и признания. Замечательно проиллюстрировал эту пословицу в своём рассказе писатель Владимир Сашонко.
Вл. Сашонко
У каждого филатки свои ухватки
Приехала бабушка, привезла Геньке подарки: краски, фломастеры и книгу. Только вот книга была какая- то не такая: пухленький томик с черными петушками и красными лошадками на желто-зеленой обложке.
«Русские пословицы и поговорки», — прочел Генька.
Полистал, полистал книжку с пословицами и отложил в сторонку — до следующего раза. И с гордо поднятой головой отошел к своим краскам и фломастерам
К Новому году в Генькином классе задумали выпустить веселую стенгазету «Елки-палки». Ну и, конечно, привлекли к этому делу Геньку: какая ж газета без художника? Он за дело взялся с охотой, потому как рисовать очень любил. В редколлегию входили еще девочка и мальчик. Но заводилой оказался Генька. Решено было вырезать из общей фотографии физиономии одноклассников, наклеить их на ватман и пририсовать смешные фигурки Генька вызвался придумать и подписи под ними И тут он пустил «в бой» бабушкину книжку пословиц и поговорок. Под фигуркой Сашки Петрова — Петруна, — любившего пощеголять своим прикидом, было выведено зеленым фломастером: «Франт лихой...» Под рисунком на Машку Спирину по кличке Спиртовка — хорошенькую, но довольно вздорную девочку, черным Генька написал: «Для такого характера и...». А внизу газеты была сделана приписка: редколлегия предлагала ребятам самим найти окончание приведенных пословиц и поговорок.
Над заголовком, справа. Генька поместил такой девиз: «От яблони плод, а от ели — шишка». Неизвестно, что он хотел выразить этой пословицей, но она почему-то вызвала особое неудовольствие классной руководительницы, посчитавшей ее здесь вообще неуместной.
Ну а все, кто попал в газету, сочли себя кровно обиженными, Петрун со злостью обнаружил, что он не просто «франт лихой», но еще и «набит трухой». Спиртовка — что для ее характера «и сатана не пугало». Конечно, после такого знакомства одноклассников с богатством русского фольклора газета долго не провисела. Ее сняли. Но зато Генька теперь знал, что делать с бабушкиным подарком. Он понял, что пословицы — это сила! И понеслось-поехало...
Прошло несколько дней после Генькиного фольклорного дебюта в школе. И вот однажды — это было в выходной — подходит он к маме, занятой на кухне, и этаким умильным голоском спрашивает:
— Мам, когда ты мне ролики купишь? Ты ведь обещала, помнишь?
— Обещала. Но если у тебя не будет троек. А ты вон сколько их принес.
— Сколько?! Всего-то две. Подумаешь!
— Но уговор дороже денег.
— Вот-вот. Я уже понял, что у тебя и средь зимы снега не выпросишь.
— Что ты сказал?
— Да так... Говорю — скряге деньги, что собаке сено: и сам не ест, и другим не дает. Скорее у курицы молока выпросишь, чем у тебя ролики.
Мама изменилась в лице и едва не выронила из рук кастрюлю с супом.
— ты со мной разговариваешь?! Это еще что за безобразие? — вскинулась мама, отставив кастрюлю и наступая на Геньку с половником в руке. А он с самым невозмутимым видом спокойненько говорит:
— Так то же пословицы, мама. Из книги, которую бабушка подарила. Она сказала, эта книга — настоящий «остров сокровищ
— «Острое сокровищ», говоришь?! — мама грозно уставилась на Геньку, опуская руку с половником. — Какой там еще «остров сокровищ»? Это, это...
— Ну, если не «остров сокровищ», то, по крайней мере, «Таинственный остров». Кто знает, какие пословицы можно употреблять, а какие нет.— Употреблять надо к месту, да с умом, а не с бухты-барахты.
— Я же так и делаю! Разве нет?
И мама не нашлась, что ответить.
А несколько дней спустя, когда все вышли из-за обеденного стола, Генька подступился к отцу:
— Пап, ты на той неделе обещал сходить со мной в Артиллерийский музей на выставку оружия. Значит, завтра идем? Выходной ведь. А?
— Да нет, друг мой. Не смогу. Не получится Как-нибудь в другой раз. Лады?
— Лады, да вот только вы с мамой... — Генька сделал многозначительную паузу, словно запнувшись.
— Что мы с мамой?
— Что? Да всегда сулите солнце в торбе да воду в решете. Но на посуле, что на стуле: посидишь, посидишь, да встанешь!
— Геня! — возмущенно воскликнула мама. — Прекрати!
— А разве я не правду говорю? Кто вчера солгал, тому завтра не поверят...
— Нет, это просто невыносимо! — всплеснула руками мама. — Что происходит? Что творится с этим ребенком?
— Да, что это за дерзости? А?! Отвечай, Геннадий, — грозно приказал отец.
— Какие же это дерзости? — уверенный в своей правоте, возразил Генька. — Это — мудрости. Народные. Из бабушкиной книжки.
— Я тебе покажу «мудрости»! — вскипел папа — Попробуй только у меня еще помудрствовать! Узнаешь тогда, почем фунт лиха, вот и сиди тихо... Фу-ты ну-ты! Тоже заговорил пословицами, да еще в рифму. — спохватился отец. — Наваждение какое-то!..
Вскоре по случаю семейного торжества собрались гости — человек восемь. Был среди них и Сергей Сергеевич, который очень любил оперные арии. Не преминул он запеть и в этот раз.
Не счесть алмазов в каменных пещерах.
Не счесть жемчужин в море полуденном...
Голос у Сергея Сергеевича был какой-то дребезжащий, неприятный, но все притихли, почтительно слушая солиста, словно перед ними выступал Хворостовский.
— Хорошо поет, — уважительно заметила одна гостья.
И вдруг, продолжением ее реплики из угла раздалось звонкое:
— А перестанет — лучше станет!
Сергей Сергеевич запнулся, издал какой-то странный звук и умолк. Опешил и Генька. Внутренне он ужаснулся тому, что только что совершил. Но слово не воробей, вылетело — не воротишь.
Поднявшись со стула. Генька покраснел и собрался извиниться. Но вместо этого неожиданно для всех, и в первую очередь для себя, громко выпалил: «У старой телеги все колеса трещат!»
Пока собравшиеся опомнились, сгорающего от стыда Геньки и след простыл.
За эту выходку ему потом попало по первое число Но остановиться он никак не мог. Не проходило и дня, чтобы он в подходящий, а чаще не подходящий, момент не выдал какую-нибудь пословицу или поговорку.
Однажды на уроке геометрии Генька отвечал у доски. Доказывал теорему, но никак не мог доказать. На замечание же учительницы — почему так плохо выполнил домашнее задание, не стыдно ли ему, с достоинством возразил:
— Нет! Не стыдно не знать, стыдно не учиться!
— Да неужто? — вздохнула учительница. — Где же ты такого ума набрался?
— Как — где? В книжке, конечно. «Русские пословицы и поговорки».
— Ну, хорошо. Гена За «народную мудрость» не поставлю тебе сегодня двойку. Садись. Только помимо книг хорошо бы еще в учебник заглядывать!
Генька, облегченно вздохнув, зашагал по проходу к своей парте И тут раздался насмешливый голос Петруна, давно затаившего на Геньку обиду:
— А он смотрит в книгу, а видит фигу!
В классе засмеялись. но Генька не задержался с ответом:
— Поглядеть на тебя — картина, а послушать — скотина!
Девчонки фыркнули, мальчишки стали оглядываться на Петруна. Он побагровел от досады и показал Геньке кулак.
В этот день Генька вернулся из школы с синяком под глазом. Мама только руками всплеснула:
— Что случилось? Ты что же такое натворил? Я тебя спрашиваю, Геннадий! Ты слышишь9 Отвечай'
Но Генька упрямо молчал. Да и что ему было отвечать! Рассказать, как в проходном дворе после уроков его подкараулил Петрун со своей компанией? И что пришлось драться — одному против троих. И что потом Петрун вытащил из его рюкзачка книгу с пословицами и поговорками и разорвал — прямо на глазах. А Генька не мог ничего сделать — дружки
Петруня больно заломили ему руки за спину. Оставалось только кусать губы от бессилья и унижения.
— Вот погоди, отец с работы вернется, он с тобой поговорит, — мама вышла из комнаты, сердито хлопнув дверью.
Генька вздохнул — семь бед, один ответ.
А спустя несколько дней Генька стоял у доски на уроке литературы и торжественно и громко произносил:
— Около чего постараешься, тому и порадуешься. Кто любит науки, не знает скуки. Не надевай хомута с хвоста, не начинай дела с конца...
— Молодец, ну, просто молодец, Гена! — радовалась учительница литературы. — Какой хороший, обстоятельный ответ! Если бы все так фольклор знали!
Генька встретился взглядом с Петруном.
— У каждого Филатки свои ухватки, — сказал Генька. — А в пословицах то хорошо, что они запоминаются легко! И на всю жизнь!
Генька сел на свое место и раскрыл дневник. На странице стояла размашистая, вдохновенная пятерка, подкрепленная большущим плюсом и подписью «Молодец!» Генька улыбнулся, представив, что ему сегодня скажут дома.
Литература
Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Художественная литература, 2024.
Коротко об авторе
Сашонко Владимир Николаевич (родился в 1924) — ленинградский журналист, писатель, работал в редакции журнала «Нева» в 70-е годы.