images/slideshow/fact0113.jpg

После темы «Повторение изученного в начальной школе» в 5 классе можно провести диктант с языковым анализом.

Составляя задания, мы следовали рекомендациям по проведению входного контроля и оцениванию диктанта с языковым анализом Института содержания и методов обучения в 2024 году.

На проведение диктанта с языковым анализом отводится 45 минут. Для сохранения преемственности между уровнями обучения и мотивации школьников к обучению в 5 классе до конца первого полугодия сохраняется объём текста, рекомендованный в 4 классе: 75-80 слов.

Со словами, включающими непроверяемые написания, не менее чем на двух предыдущих уроках должна быть проведена орфографическая и лексическая работа.

Исправляются, но не учитываются ошибки, допущенные пятиклассниками в написании наречий, в постановке знаков препинания в сложном предложении.

Сообщим ученикам, что задание 2 считается выполненным, если из текста выписаны две грамматические формы хотя бы одного слова и правильно указан падеж каждой из этих форм; задание 3 считается выполненным, если из текста выписана хотя бы одна пара однокоренных слов и в словах этой пары правильно выделен корень.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Оценка    Критерии оценивания

«5»    Все задания выполнены правильно.

«4»    Выполнены правильно 3 (три) задания.

«3»    Выполнены правильно 2 (два) задания.

«2»    Выполнено правильно только 1 (одно) задание.

или

Выполнены неправильно все 4 (четыре) задания.

или

Ученик не приступал к выполнению заданий.

 

Вариант 1

Диктант с языковым анализом

Корзинка с орешками

Девочка несла домой корзиночку с орешками. Вдруг прямо перед ней закружилась красивая бабочка. Поставила девочка корзинку на пень и залюбовалась бабочкой. Потом побежала за ней от цветка к цветку. Так и не заметила, что до речки добралась.

Вернулась девочка за корзинкой, а на старом пеньке сидит бурундук и её орешки себе за щёки запихивает. Не стала девочка зверька прогонять. Пусть лакомится! В осеннем лесу орехов на всех хватит. Да и взял бурундучок самые маленькие орешки.

По В. Степанову

75 слов

Задания для языкового анализа

1. Поставьте ударение в словах предложения текста: 

Так и не заметила, что до речки добралась.

2. Выпишите из текста пример(ы) форм одного слова. Укажите падеж каждой из этих форм.

3. Найдите в тексте пример(ы) однокоренных слов. Выпишите эти слова и выделите в них корень.

4. Подчеркните в предложении текста главные члены:

Вдруг прямо перед ней закружилась красивая бабочка.

Вариант 2

Диктант с языковым анализом 

Певчий дрозд

У мальчика в клетке жил певчий дрозд. Так было написано в квитанции, которую им с папой дали в зоомагазине. Но дрозд у мальчика не пел. Тогда мальчик выпустил птицу в сад.

Дрозд замахал крыльями и полетел. Он опустился на куст смородины, потом нырнул в тёплую траву. Из травы дрозд поднялся на яблоню и запел.

Мальчик от удивления замер. Его сердечко громко стучало. Он боялся спугнуть птичку. Мальчик был счастлив, что помог дрозду найти свой голос.

По В. Степанову

75 слов

Задания для языкового анализа

1. Поставьте ударение в словах предложения текста:

Из травы дрозд поднялся на яблоню и запел.

2. Выпишите из текста пример(ы) форм одного слова. Укажите падеж каждой из этих форм.

3. Найдите в тексте пример(ы) однокоренных слов. Выпишите эти слова и выделите в них корень.

4. Подчеркните в предложении текста главные члены:

Он опустился на куст смородины, потом нырнул в тёплую траву.


 
Литература

Сборник типовых заданий для текущего оценивания по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык». 5 класс: методические рекомендации / И.Н. Добротина, М.А. Аристова,Ж.Н. Критарова и др. – М.: ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения», 2024.

Степанов В. Строчки-листочки // Мурзилка. – 2008. – № 6.

Степанов В. Певчий дрозд // Мурзилка. – 2009. – № 9.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru