После повторения изученного в начальной школе мы проводим в 5 классе стартовую диагностику по вариантам.
Работа состоит из 16 заданий тестового характера и включает основные разделы, которые изучались в 4 классе. Она составлена по модели оценивания предметных результатов, предложенной в методических рекомендациях для учителя Институтом стратегии развития образования в 2023 году.
I вариант
1. Обведи номер верного утверждения. Обрати внимание: эти утверждения о звуковом составе слов.
1. В слове черепаха все согласные звуки глухие.
2. В слове гости все согласные звуки мягкие.
3. В слове дворцы все согласные звуки твёрдые.
4. В слове ягодки все согласные звуки звонкие.
Оценка: 1 балл – выбран только правильный ответ. 0 баллов – выбран неправильный ответ, или наряду с правильным выбран и неправильный ответ.
2. Соедини каждое слово со схемой, которая соответствует составу этого слова.
подвеска рябины кленовых полёт |
![]() |
Оценка: 1 балл – все четыре слова правильно соединены со схемами. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
3. Подчеркни слова, значение которых необходимо уточнить по словарю.
Фламандский художник Босхарт был одним из первых в мире живописцев, который стал писать натюрморты. Он изображал цветы, плоды, предметы быта. Но натюрморт отличается от пейзажа.
Оценка: 1 балл – среди подчеркнутых слов обязательно есть 2 слова. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
4. Запиши в каждый столбик таблицы по два слова из данных предложений. Слова записывай в той форме, в которой они употреблены в предложении.
В прошлом году мы видели археологов. А рядом с ними была большая и очень сложная яма.
Оценка: записано по два слова в каждый столбик, ошибок в определении частей речи нет.
1 балл – в таблицу вписано по два примера каждой из частей речи. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. Обратите внимание: имена существительные могут быть записаны с предлогами или без.
5. Прочитай предложение. Заполни пропуски в характеристике выделенного имени существительного.
Он не даст тебе скучать даже во время дождя.
Это имя существительное _______ рода, _______ склонения, употреблено в предложении в форме _______ числа, _______ падежа.
Оценка: правильно заполнены пропуски в записи. 1 балл – правильно заполнены все пропуски. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. Обратите внимание: сокращенная запись также считается правильной.
6. Одинаковые ли окончания у слов синева и синь в предложном падеже? Обведи цифру около выбранного тобой ответа и кратко объясни его.
1. У этих слов разные окончания, так как______________________________ ________________________________________________________________
2. У этих слов одинаковые окончания, так как__________________________ ________________________________________________________________
Оценка: 1 балл – правильно выбрано утверждение, в ответе указано на разные склонения, при этом сформулирована эта мысль может быть по-разному. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
7. Найди в предложении и подчеркни имя прилагательное в форме мужского рода, единственного числа, предложного падежа.
Если в сыром лесу, где растут лиственные деревья, вы встретите яркий цветок, как туфелька, не срывайте его.
Оценка: 1 балл – подчеркнуто нужное прилагательное. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
8. Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3-го лица.
1. Соловьи заливаются в сосновом бору, жаворонки в небе устраивают концерты.
2. Любой человек скажет, что жизнь без воздуха невозможна.
3. Без растений не обойтись.
4. Любоваться красотой цветов можно почти всё лето.
Оценка: 1 балл – выбран только правильный ответ. 0 баллов – выбран неправильный ответ, или наряду с правильным выбран и неправильный ответ.
9. Прочитай предложение. Заполни пропуски в характеристике выделенного глагола.
На Севере его не встрет..шь, да и в средней полосе редко на глаза попадается.
Это глагол __________ спряжения, употреблен в предложении в форме __________ времени, __________ числа, __________ лица.
Оценка: 1 балл – правильно заполнены все пропуски. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
Обратите внимание: сокращенная запись также считается правильной.
10. Подчеркни главные члены предложения.
Среди узорчатых листьев липы снуют пчёлы и собирают самый душистый липовый мёд.
Оценка: 1 балл – правильное и полное выполнение задания. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
11. Обведи номер повествовательного предложения.
1. С каких это пор конфеты стали по небу летать?!
2. Тысяча чертей! Пусть сожрёт меня акула!
3. В этих душистых мешках нет ни пылинки!
4. А теперь давайте без промедления носить добро на корабль!!
Оценка: 1 балл – выбран только правильный ответ. 0 баллов – выбран неправильный ответ, или наряду с правильным выбран и неправильный ответ.
12. Найди и исправь две орфографические ошибки.
В тёмную ночь выглинул из-за тучи ясный Месяц. Хорошо-то как кругом! - возкликнул он, оглядывая свои владения. - Но одному на небе скучно светить. Позову я сестёр.
Оценка: 1 балл – задание выполнено правильно и в полном объеме: найдены и исправлены 2 орфографические ошибки, неверных исправлений нет. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
13–14. Прочитай текст и выполни задания 13–14.
Мой сосед, художник-любитель Роман, написал пейзаж. Старый деревенский дом. Поблизости блестит река, луга заливные уходят вдаль, к тёмной полоске леса. Рядом с домом у Романа цветущий каштан и ещё какое-то строение.
- Ну, как? - взглянул на меня сосед и, не дожидаясь ответа, потом сказал:
- Ты смотри, садись на стул, а я пока чайник поставлю. Картина называется «Валдайский мотив».
- Пейзаж твой великолепен, - заметил я вежливо. Но осторожно спросил:
- А что, на Валдае в деревнях каштаны растут?
- Я не видел сам. А рассказывают. - Он отвёл глаза в сторону. - Зато красиво. Вот и нарисовал.
- А строение возле дома - это что?
- Амбар.
- Странно, - сказал я. - Амбар на улице. Он во дворе должен быть.
- А там он на улице стоит. Верь нарисованному. - Он повысил голос.
- Да был ли ты на Валдае?
- Ну, не был. Не был. И - что? Мне воображение подсказывает, - расшумелся сосед.
- Не кричи так, - поморщился я.
- Воображение должно иметь простор, ёлки-палки, - продолжал шуметь сосед, - а ты его угнетаешь! Я художник, а не холоп... Скованное воображение - это смерть для художника.
Я спорить не стал. Тут он был прав.
О. Тихомиров
13. Олег Тихомиров назвал свой рассказ «Воображение». Как по-другому можно назвать этот рассказ? Предложи свой вариант заголовка. _____
Оценка: 1 балл – предложено адекватное название текста. 0 баллов – предложенное название не соответствует содержанию текста.
Обратите внимание: предложенный обучающимся заголовок может не совпадать с приведенными примерами. Оценивается соответствие предложенного заголовка содержанию текста, а не идентичность приведенным в качестве примера формулировкам.
14. Запиши пропущенные пункты плана прочитанного текста.
1. Пейзаж соседа-любителя.
2.
3. Сосед расшумелся.
4.
Оценка: 1 балл – записаны оба пункта плана. 0 баллов – записан один пункт или записанные пункты не соответствуют тексту.
Обратите внимание: словесные формулировки, которыми обучающийся может передать пропущенные пункты плана, могут отличаться от приведенных в качестве примера. Оценивается соответствие предложенных пунктов содержанию смысловой части текста, а не идентичность приведенным в качестве примера формулировкам.
15. Найди в предложениях две речевые ошибки, которые связаны с неправильным употреблением слов. Исправь их: зачеркни неверно употребленное слово и над ним напиши слово, которым его можно заменить.
Зебра – это та же лошадь, только в косую линейку. Учительница поставила ученику троечку скрипя сердцем.
Оценка: 2 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: найдены и исправлены 2 речевые ошибки, неверных исправлений нет. 1 балл – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: найдена и исправлена 1 речевая ошибка, неверных исправлений нет. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
16. Вспомни, чему ты недавно очень удивился, как это произошло, и почему это так удивило тебя. Напиши об этом. В твоем ответе должно быть 2–4 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.
Оценка: 1 балл – записан связный текст объемом 2–4 предложения, замечаний к смыслу написанного и к связности изложения нет. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
II вариант
1. Обведи номер верного утверждения. Обрати внимание: эти утверждения о звуковом составе слов.
1. В слове солнце все согласные звуки глухие.
2. В слове речке все согласные звуки мягкие.
3. В слове шляпа все согласные звуки твёрдые.
4. В слове дождик все согласные звуки звонкие.
Оценка: 1 балл – выбран только правильный ответ. 0 баллов – выбран неправильный ответ, или наряду с правильным выбран и неправильный ответ.
2. Соедини каждое слово со схемой, которая соответствует составу этого слова.
дорожка накидка перелёт комнаты |
![]() |
Оценка: 1 балл – все четыре слова правильно соединены со схемами. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
3. Подчеркни слова, значение которых необходимо уточнить по словарю.
Со скорописью в XV веке развивается вязь. Искусство вязи требовало от писца терпения и времени. Читать её было трудно, поскольку высокие и узкие буквы вязи содержали сокращения. Но смотрится она великолепно. Особенно хороша угловатая вязь. Она напоминает волшебную решётку царского сада.
Оценка: 1 балл – среди подчеркнутых слов обязательно есть 2 слова. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
4. Запиши в каждый столбик таблицы по два слова из данных предложений. Слова записывай в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Почитание лебедей имеет очень древние корни. У славян лебединая пара считалась воплощением верности.
Оценка: записано по два слова в каждый столбик, ошибок в определении частей речи нет.
1 балл – в таблицу вписано по два примера каждой из частей речи. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. Обратите внимание: имена существительные могут быть записаны с предлогами или без.
5. Прочитай предложение. Заполни пропуски в характеристике выделенного имени существительного.
Капитаном на шхуне был человек с суровым лицом.
Это имя существительное _______ рода, _______ склонения, употреблено в предложении в форме _______ числа, _______ падежа.
Оценка: правильно заполнены пропуски в записи. 1 балл – правильно заполнены все пропуски. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. Обратите внимание: сокращенная запись также считается правильной.
6. Одинаковые ли окончания у слов высота и высь в предложном падеже? Обведи цифру около выбранного тобой ответа и кратко объясни его.
1. У этих слов разные окончания, так как______________________________ ________________________________________________________________
2. У этих слов одинаковые окончания, так как__________________________ ________________________________________________________________
Оценка: 1 балл – правильно выбрано утверждение, в ответе указано на разные склонения, при этом сформулирована эта мысль может быть по-разному. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
7. Найди в предложении и подчеркни имя прилагательное в форме мужского рода, единственного числа, предложного падежа.
«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Ивана Аргунова стал одной из самых знаменитых картин всей русской живописи.
Оценка: 1 балл – подчеркнуто нужное прилагательное. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
8. Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, множественного числа, 1-го лица.
1. На окраине Москвы располагается большой парк с тенистыми аллеями, беседками, укромными уголками.
2. Дятлы выбивают дробь, стучат клювом по сухому дереву.
3. Собираемся, мол, и мы в дальнюю дорогу.
4. Грибов в лесу не видать!
Оценка: 1 балл – выбран только правильный ответ. 0 баллов – выбран неправильный ответ, или наряду с правильным выбран и неправильный ответ.
9. Прочитай предложение. Заполни пропуски в характеристике выделенного глагола.
Вот когда я понял, что красота не терп..т торопливости.
Это глагол __________ спряжения, употреблен в предложении в форме __________ времени, __________ числа, __________ лица.
Оценка: 1 балл – правильно заполнены все пропуски. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
Обратите внимание: сокращенная запись также считается правильной.
10. Подчеркни главные члены предложения.
Тёма раскрашивал весёлых зверушек и поглядывал на Саньку - старшего брата.
Оценка: 1 балл – правильное и полное выполнение задания. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
11. Обведи номер повествовательного предложения.
1. Опять не прочитал?!
2. Айда покупать мороженое!
3. Как же правильно решили задачу!
4. Ладно, Фея, давай твои загадки!
Оценка: 1 балл – выбран только правильный ответ. 0 баллов – выбран неправильный ответ, или наряду с правильным выбран и неправильный ответ.
12. Найди и исправь две орфографические ошибки.
Я таких маленьких черепах ещё никогда не видела. Он на Митькиной ладожке целиком помещался. Панцырь у него был мягкий, коготки на запятые похожи, нос приплюснутый, голова, лапы, хвост в чешуйках, глаза чёрные, как у нашего пса Джека.
Оценка: 1 балл – задание выполнено правильно и в полном объеме: найдены и исправлены 2 орфографические ошибки, неверных исправлений нет. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
13–14. Прочитай текст и выполни задания 13–14.
Собаку моего соседа по даче Гоши Котуханского зовут Дода. Пошли мы как-то на речку, конечно, и собака за нами следом. Собираемся идти домой, Доды рядом нет. И вдруг видим, среди кустов совсем недалеко кошачий рыжий хвост мелькнул. Там же и Дода показалась. Но кошка залезла на берёзу.
Собака прибежала к нам, прыгала, норовила лизнуть хозяина в лицо. Котуханский приговаривал:
- Ладно, ладно, успокойся. Тебе всё бы кошек гонять. Идём домой. Дам тебе из бульона фрикадельку. Хочешь? То-то, шалунья!
Мы уже двинулись к дому, но Гоша остановился и, оглянувшись, сказал:
- Вернёмся. Покажу корягу, под которой живёт налим... Не веришь? Точно, живёт налим. Попомни мои слова. У него там нора.
- Давай поймаем, - загорелся я.
- Давай. В твою майку будем ловить. Она у тебя в сеточку. Как раз подойдёт.
Мы залезли в воду. Я снял майку, и Гоша стал подводить её под корягу. Но сколько мы ни старались, нащупать рыбину не удалось. Зато вытащили рака. Поместили его в мой ботинок, и вновь принялись искать налима. Теперь уже, кроме корней, нам ничего не попадалось.
- Ладно, - сказал Гоша. - Половили - и хватит. А рака надо отпустить. На что нам один рак на двоих?
Выбрались мы на берег, начали вытряхивать рака из ботинка, но его и след простыл. Тот рак был не дурак. Сам уполз.
13. Олег Тихомиров назвал свой рассказ «Как мы ловили налима». Как по-другому можно назвать этот рассказ? Предложи свой вариант заголовка. _____
Оценка: 1 балл – предложено адекватное название текста. 0 баллов – предложенное название не соответствует содержанию текста.
Обратите внимание: предложенный обучающимся заголовок может не совпадать с приведенными примерами. Оценивается соответствие предложенного заголовка содержанию текста, а не идентичность приведенным в качестве примера формулировкам.
14. Запиши пропущенные пункты плана прочитанного текста.
1. Дода ловит кошку.
2.
3. Вместо налима нашли рака.
4.
Оценка: 1 балл – записаны оба пункта плана. 0 баллов – записан один пункт или записанные пункты не соответствуют тексту.
Обратите внимание: словесные формулировки, которыми обучающийся может передать пропущенные пункты плана, могут отличаться от приведенных в качестве примера. Оценивается соответствие предложенных пунктов содержанию смысловой части текста, а не идентичность приведенным в качестве примера формулировкам.
15. Найди в предложениях две речевые ошибки, которые связаны с неправильным употреблением слов. Исправь их: зачеркни неверно употребленное слово и над ним напиши слово, которым его можно заменить.
По снегу шли люди и скрипели ногами. птица опирается га задние конечности.
Оценка: 2 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: найдены и исправлены 2 речевые ошибки, неверных исправлений нет. 1 балл – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: найдена и исправлена 1 речевая ошибка, неверных исправлений нет. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
16. Вспомни, чему ты недавно очень удивился, как это произошло, и почему это так удивило тебя. Напиши об этом. В твоем ответе должно быть 2–4 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.
Оценка: 1 балл – записан связный текст объемом 2–4 предложения, замечаний к смыслу написанного и к связности изложения нет. 0 баллов – любой другой вариант выполнения.
Литература
Система оценки предметных результатов обучения в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир: методические рекомендации для учителя / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, М.В. Рожкова, О.А. Рыдзе; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.